• Данная новость находится в Архиве. Она была размещена более года назад.

    Глубокая переработка зерна - золотая жила

    Глубокая переработка зерна - золотая жила
    Зерно - это не только мука, а свёкла - не только сахар. За глубокой переработкой продуктов растениеводства будущее, уверены участники международного форума по промышленным биотехнологиям «Грейнтек – 2016».

    На фоне рекордного урожая заметно оживился интерес к теме глубокой переработки зерна. 117 млн тонн превышает внутренние потребности, да и экспортные тоже. Качество российского зерна во многих регионах невысокое, поэтому рассчитывать на серьезное расширение экспорта не приходится.

    «Посмотрите, какое у нас качество урожая. 4 класс, 5 класс, фураж, к сожалению, доминируют в урожае. Это означает простую вещь: если мы хотим дальше играть на рынке зерновых как производитель и поставщик сырья, надо что-то с этим делать, повышать качество урожая. Но есть и другой вариант - развивать глубокую переработку зерна», - считает Артур Бояров, советник председателя Омского агробиотехнологического кластера.

    Глубокая переработка зерна - золотая жила. Сегодня в России востребованы аминокислоты и корма, в Европе - экологические биопластики, а развивающиеся рынки Азии заинтересованы в продуктах биохимии, таких как биобутанол.

    «К 2020 году биотехнологически будут производится 35% химии, половина агроприменений и 80% фармацевтики. Это тоже огромный и растущий рынок. Это хорошо. Но вот что плохо: Россия во всем этом рынке биотехнологий занимает 1,5-2% по потреблению, а по производству - вообще просто слезы - меньше 1%», - рассказал Алексей Аблаев, президент российской биотопливной ассоциации.

    Сегодня в России перерабатывается около 1 млн тонн зерна и в основном на аминокислоту лизин. Это менее 1% от валового сбора. Необходимо развивать новые направления по переработке зерна на глютен, крахмал и сиропы. Технологии производства растительных протеинов - сегодня мировой тренд, именно за ним будущее, убеждены эксперты. Растительный белок способен полностью заменить потребность в питании и людей, и животных. Бизнес это понимает и готов инвестировать в новые производства. Тормозит процесс отсутствие законодательной базы.

    «Отдельного цельного закона нет и пока не намечается. Хотя, по сравнению с тем, что было 5-8 лет назад, концепция глубокой переработки проникла в души многих министерств и чиновников», - сообщил Алексей Аблаев.

    Пример - Омская область, где создан биотехнологический кластер, который недавно вошел в перечень промышленных кластеров Минпромторга России. На сегодняшний день в него входит 11 промышленных предприятий, объем отгруженных товаров и выполненных работ и услуг - около 14 млрд рублей, налогов - порядка 9 млрд рублей, количество высокопроизводительных рабочих мест - чуть меньше 2000 человек.

    Эксперты считают, что часть государственных средств, предназначенных на зерновые и экспортные субсидий, стоит инвестировать в создание сети заводов по глубокой переработке зерна, этим заложить основы экспорта продуктов высокой добавленной стоимости, а не сырья.

    По экспертным данным, на строительство 10 заводов глубокой переработки мощностью 1 млн тонн зерна каждый хватит 60 миллиардов рублей. После запуска предприятий спрос на зерно на внутреннем рынке увеличится минимум на 15 млн тонн в год. А ведь именно стабильный внутренний спрос снизит колебания цен и даст сельхозпроизводителям уверенность в будущем. Свои предложения участники форума внесли в резолюцию и передали в соответствующие ведомства.
Другие новости