• Данная новость находится в Архиве. Она была размещена более года назад.

    Нужно ли ограничивать экспорт зерна?

    Нужно ли ограничивать экспорт зерна?
    Российские регионы просят сократить экспорт зерна. По их мнению, урожая в этом году едва хватит самим. Если отправлять зерно за границу, на внутреннем рынке возникнет дефицит, и тогда ждите подорожания хлеба, мяса и даже спирта. Минсельхоз заявляет: объем урожая зерна в этом году в России достигнет отметки в 105 млн тонн, это почти на треть меньше, чем годом ранее. При этом экспорт сокращать никто не собирается, даже наоборот, ряд европейских стран из-за засухи очень надеются на нашу рожь и пшеницу.
    В частности против экспорта выступил Крым. Там заявляют: себестоимость производства мяса птицы и свинины во многом формируется за счет стоимости зерна. Если экспорт не сократить, эта продукция будет дорожать.

    Прокомментировал сложившуюся ситуацию Андрей Сизов, директор аналитического центра «СовЭкон».

    - Некоторые регионы ожидают и опасаются нехватки зерна из-за неурожая. О чем идет речь, если даже по самым скромным прогнозам дефицит даже в лупу не просматривается?

    Это говорят не аграрии, это говорят чиновники. Если министр сельского хозяйства Крыма хочет развивать животноводство, лучше просубсидировать покупку кормов. Почему нужно отнимать деньги у растениеводов Крыма, которые и так испытывают сильный неурожай и отдать их животноводам? Любые ограничения на экспорт означают, что деньги забирают из кармана колхозников, производителей этого зерна.
    Представьте такую ситуацию: у меня есть дача, я горбатился, растил картошку и собираюсь ее продать на рынке, где она стоит 15 рублей, а мой сосед Василий хочет ее приобрести за 10 рублей, угрожая что не даст вывезти ее с участка.
    С точки зрения производителя зерна любые ограничения на экспорт — это новый побор, это новая продразверстка. Крестьянам не дают хотя бы частично отбить те потери, которые они получат, не добрав урожай. Особенно актуально это для Крыма, где отмечается очень сильное сокращение производства.
    Желание властей развивать животноводства замечательно, но я бы подумал о сырьевой базе. Крым всегда был регионом профицитным: производил зерна больше, чем нужно. Но еще один такой неурожай — и там просто не будет зерна в принципе. А введение ограничений означает, что даже те сельхозпроизводители, которые еще хоть как-то живы и выращивают зерно, недополучат деньги, а в следующие годы там опять может быть неурожай.

    - Не только чиновники от агросектора Крыма, но и Новосибирской области и других регионов об этом заявляли. Зерно логики текущей нервозности зреет в поле возросшего экспортного потенциала для аграриев, и ситуация в данном сегменте схожа с тем, что мы наблюдали и в нефтяном секторе, и в секторе минеральных удобрений. Внешние цены более привлекательны, поэтому растут внутренние.

    Нет такого понятия внутренние и внешние цены, по многим аграрным позициям мы часть мирового рынка. И какая цена на зерно на мировом рынке, такая и в России за минусом или за плюсом логистических издержек. Мы часть мирового рынка. Девальвируется рубль — цена растет. В майских указах зафиксировано, что мы должны наращивать аграрный экспорт.

    - Каков рост цен на пшеницу продовольственную?

    Рост цен на продовольственную пшеницу в России с начала сезона (июль) составил 25%, на внешних рынках — 15-20%. Не забывайте, что девальвация рубля в августе составила 10%.

    - Цены на хлеб в России могут вырасти на 10% к октябрю. Реален ли прогноз?

    Это совершенно «потолочный» прогноз. Продовольственная пшеница подорожала на 20%. Цена сырья — пшеницы — 10% - максимум 20% в себестоимости хлеба. Рост цен на хлеб составит максимум 4%, и то растянуто в течение года, иначе производители потеряют полки, плюс нужно учитывать давление местных властей. Реальный рост цен на хлеб — максимум 1-2%.
    Просто уже сейчас начинают готовить общественное мнение к тому, что цены будут расти. Ничего страшного в этом нет. Продовольственная инфляция на рекордно низких уровнях. Намного большее влияние на нее окажет повышение НДС в следующем году.
    Да и хлеб сейчас занимает всего лишь несколько процентов нашей продуктовой корзины.


    Сергей Балан, президент Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции (НАЭСП): «Такие настроения есть и не только в Крыму. С одной стороны, это привычка властей чувствовать себя спокойно, с другой - это лоббирование интересов переработчиков зерна в вопросах, связанных с ограничением экспорта. Всем понятно, что как только вступят ограничения, цены на зерно на внутреннем рынке начнут падать.

    Сергей Юшин, руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации: «Что касается животноводческой продукции, в себестоимости откорма до 70% составляют корма. В кормах на зерно приходится около 50%. Удорожание зерна на 40%, которого мы еще не достигли, повлечет рост себестоимости примерно на 14-15%. Что касается продукции свиноводства, ситуация достаточно стабильна. Цены заметно откорректировались вверх после долгого падения. Сегодня рентабельность свиноводов и переработчиков свинины позволяет жить при таких ценах, даже если растет цена на зерно».
Другие новости